Такса - Страница 32 |
Страница 32 из 57
Разработано несколько методов дрессировки. Коротко охарактеризуем их. Механический – команда подкрепляется чувствительным болевым воздействием (ударом хлыста, рывком за поводок и т. п.). Этим методом вырабатываются прочные навыки, безотказное выполнение приказаний. Однако этот метод нередко нарушает привязанность, контакт между хозяином и собакой, вызывает угнетенное состояние и трусость, что затрудняет или даже исключает возможность выработки навыков. Для такс, как и для большинства других охотничьих собак, он непригоден. Вкусопоощрительный – команда сопровождается дачей лакомства и лаской. Контрастный – сочетание принуждения с лаской и дачей лакомства. Этот метод является основным, дающим лучшие результаты. Метод позволяет быстро заложить и закрепить нужные навыки, вырабатывает привязанность и контакт, четкое исполнение команд. Подражательный – основан на врожденной способности животных к подражанию. Использовать его надо осторожно, ибо собакой в равной степени усваиваются как желательные, так и нежелательные поступки. Этот метод применяется не в чистим виде, а как дополнительный, когда это полезно. Метод воспитания и дрессировки выбирается индивидуально для каждой собаки с учетом ее нрава, характера, степени ее физического развития и возраста. К щенку и собаке со слабым типом нервной деятельности ни в коем случае нельзя применять жесткий механический метод дрессировки. Подытожим сказанное. Собака выполняет только ту команду, на которую у нее выработан навык; команду, выраженную иными словами, она не поймет. Грубое обращение, брань, побои, воспитывают в собаке недоверчивость, боязнь, нарушают привязанность к хозяину и задерживают выработку навыков. Чрезмерная ласка, баловство, безнаказанность нежелательных действий приводят к резкому снижению послушания собаки. Возрастные особенности щенков Собака – это индивидуальность, никогда нельзя заранее предсказать особенности характера своего питомца. Это, однако, не означает, что роль хозяина в воспитании собаки сведена к нулю. Сделать можно очень многое, вопрос в том, как, когда и что делать. Владельцы часто жалуются на своих собак: подросшая собака не слушается, грызет вещи, воет, убегает, бросается на членов семьи. Редко интересуются, почему это происходит, обычно спрашивают, что делать с собакой. Существуют объективные законы формирования поведения собак. На этот закономерный процесс накладываются условия окружающей среды, характер и требования хозяев. Чтобы правильно воспитать собаку, необходимо знать, как она развивается, как формируется ее поведение и складывается характер. Начнем разговор с первого дня щенка. Щенок рождается в оболочке. Мать сразу начинает его вылизывать и, захватывая зубами оболочку, разрывает ее и съедает вместе с плацентой. В ответ на энергичный массаж матери щенок начинает дышать, двигаться и пищать. Если щенок родился мертвым, он не двигается и не пищит под языком матери и сука чаще всего съедает его вместе с оболочкой. Это естественное поведение собаки: мертвые щенки не могут оставаться в гнезде вместе с живыми. Случаи поедания живых детенышей очень редки и чаще всего вызываются сильным беспокойством матери. В первые четыре-пять дней жизни щенок беспомощен: он слеп, глух, его движения хаотичны, он ориентируется только за счет прикосновения матери, собратьев. Он не может еще отыскивать мать на расстоянии. Поведение матери очень тесно связано с этапами развития щенков и меняется в зависимости от их поведения. В первые дни щенки полностью зависят от матери и она практически не отходит от них. При малейшем писке щенков она бросает еду и кидается к ним. Многие суки в эти дни рычат даже на хозяев и не подпускают к щенкам посторонних. Но пройдет неделя, и собака начнет успокаиваться. На первом этапе подсосного периода у щенков наблюдается всего одна универсальная форма поведения в ответ на любое ощущение дискомфорта – голод, холод, боль, потребности в выделении и т. п., – щенок активно двигается и пищит. В ответ мать бросается к щенку, обнюхивает его, начинает вылизывать, а иногда и подталкивает к соскам. Даже выделения у щенков не могут осуществляться без помощи матери: щенки еще очень слабы, чтобы отползать от гнезда или подстилки для отправления своих потребностей. Мать, вылизывая щенков и подъедая их экскременты, поддерживает чистоту в гнезде. Заметим, что при искусственном вскармливании новорожденные щенки часто гибнут как раз из-за того, что до и после еды щенку необходимо делать массаж животика до тех пор, пока он не справит нужду, в гнезде это делает сука. Когда щенки молчат и не двигаются, мать их не замечает. Она начинает действовать только, если щенки запищат или когда у нее прибывает молоко. С пятого по 11-13-й день жизни у щенков открываются слуховые проходы (8-10-ый день) и глазные щели (11-13-й день), они начинают вставать на лапки, сворачиваться клубочком, чесаться, зевать, потягиваться, облизываться, переходят к самостоятельному выделению, начинают активно бороться за соски. С 4–5 дня мать уже спокойнее отходит от них, и инициатива в контактах с ней начинает переходит к щенкам. К 11–13 дню щенки уже узнают мать на расстоянии одного-полутора метров и ползут к ней. Это второй этап подсосного периода, во время которого формируется щенячье поведение, направленное на обеспечение жизненно важных потребностей. Следующий этап с 12 по 20 день жизни. У щенков усиливается двигательная активность, они начинают ходить, садиться, реагировать на громкие звуки. В две недели щенки при искусственном вскармливании уже могут лакать жидкую пищу, но если есть выбор, предпочитают сосать мать. К этому времени они стараются отходить от подстилки для отправления своих естественных надобностей и мать постепенно перестает подлизывать их экскременты. Появляется исследовательское поведение: щенки начинают обследовать окружающую территорию по радиусам расширяющейся окружности, центром которой является подстилка. Если на их пути встречается какой-нибудь предмет – миска, тряпка, стул – они обнюхивают его и, не трогая, возвращаются к подстилке. В этот период появляются первые элементы оборонительного поведения: щенки начинают рычать и пугаться сильных запахов. При громких звуках они замирают, а от резких запахов стараются уйти. Отличительная черта этого этапа – появление односторонних контактов при отсутствии ответных реакций у щенков. В три недели у щенков прорезаются первые молочные зубы, они начинают видеть, с удовольствием лакают предлагаемый им прикорм, но продолжают сосать мать. Исследовательское поведение становится активным: щенков привлекают новые предметы, они хватают их, теребят лапами, начинают грызть тапочки, тряпки, мебель, хватать хозяев за пальцы, за брюки, постоянно стараются залезть именно туда, куда им лазить не следует. В это же время у щенков появляется явная пассивно-оборонительная реакция на громкие звуки, резкие движения, падающие предметы. Становление оборонительного поведения идет одновременно с развитием дистантных анализаторов – обоняния, слуха, зрения – сначала на запахи, потом на шумы, затем на резкие движения. Щенки пугаются, замирают, стараются спрятаться или убежать. При этом более активные щенки отскакивают, убегают, а медлительные – садятся или отходят. Активно-оборонительные реакции в это время – лай, рычание, наскоки – проявляются только в игре, не как оборонительное, а как игровое поведение. В начале четвертого этапа (3 недели) появляются двусторонние контакты, то есть элементы группового поведения. С этого момента мать начинает играть со щенками и воспитывать их: отгоняет от своей еды, от сосков, когда у нее нет молока, и т. п. Щенки получают первое представление о запрещении. Это выглядит следующим образом: сука сначала тихо рычит, затем громче, резче. Если щенок не перестает делать недозволенное, мать хватает его зубами, чаще – за голову. После того, как все щенки испытают на себе материнскую хватку, они начинают понимать значение рычания: если попадает одному, остальные замирают. Тогда же щенки начинают понимать и другие сигналы: например, постукивание по миске как сигнал о подкорме или запрещение, если оно подкрепляется шлепком. К четырем неделям у щенков появляется реакция на приход хозяев. Щенки бросаются к ним, начинают отличать своих от чужих. Любопытно, что к матери они чаще бросаются с лаем, а людей встречают молча. |
Продвижение сайта — SeoTemple.ru