Home Породы служебных собак
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПОРОДЫ служебных собак - Страница 32 PDF Печать E-mail
Индекс материала
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПОРОДЫ служебных собак
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Все страницы

# * *
Итак, рассмотрены четыре породы служебных собак, сложившиеся в разное время на территории нашей страны. Из них две — среднеазиатская и кавказская овчарки, продолжая существовать в регионах естественного распространения, находят все большее распространение в крупных городах, где их разведение осуществляется заводскими методами. Южнорусская овчарка, практически исчезнув из районов исконного ее обитания — таврических степей, существует ныне только в городах. Порода черный терьер создавалась в военном питомнике, затем ее основная часть перешла к любителям-горожанам.
В городах представители отечественных пород служебных собак живут у владельцев в квартирах, и лишь небольшая часть животных находится в сельской местности. В ведомственных питомниках предпочтение отдается кавказским овчаркам, которые используются для караульной службы, не требующей постоянного тесного контакта животного с проводников.
На выставках городских собак главным образом отбирают по экстерьеру, а оценка их служебных качеств даже по сравнению с европейскими служебными породами является формальной и далеко не полной. Безусловно, при выставочной конкуренции, содержании основной части поголовья у любителей, без жестких требований социального заказа на породу отечественные породы все больше становятся декоративными. При этом отбор по экстерьеру может вестись в направлении подчеркивания характерных, но гипертрофированных форм каждой из этих пород: гигантизма и грубости сложения — у кавказских; рыхлости сложения и скульптурности черепа — у среднеазиатских; богатству шерстного покрова и чисто-белому окрасу — у южнорусских овчарок. Возможно, даже будут запутывать в шерсть собак репейники и соломинки, как это делают в Европе любители комондоров, чтобы создать впечатление, что собака привезена из степи. Такого допустить нельзя.
Мало волнуют городского собаковода-любителя и пользова-тельные качества отечественных пород. Несколько поколений кавказских, среднеазиатских и южнорусских овчарок ни разу не видели овец и других сельскохозяйственных животных. Ярко выраженные сторожевые и охранные качества этих собак, скорее, мешают в городе. Нет возможности у горожанина обеспечить своей собаке и многокилометровые переходы, какие совершали ее далекие предки. Поэтому собаки, выведенные в условиях клубов служебного собаководства, качественно отличаются от своих собратьев, живущих в естественном для них окружении. И если городские популяции кавказской и среднеазиатской овчарок еще могут периодически черпать племенной материал из районов естественного обитания, то южнорусская овчарка такой возможности не имеет. Порода черный терьер также развивается «в себе», и все инопородные влияния на нее уже прекращены. Генофонд этих пород крайне ограничен.
В этих условиях племенная работа с отечественными породами должна координироваться. Нужно изыскивать новые возможности для служебного применения собак этих пород, не ограничиваясь караульной службой. Для поддержания рабочих качеств и уровня экстерьера необходимо проводить породные выставки, смотры и соревнования. Представляется крайне необходимым организовать информационную службу, чтобы сведения о породах доводились до всех заинтересованных лиц. Для решения этих задач желательно создать всесоюзные советы по каждой из отечественных пород. Особое внимание должно быть уделено пропаганде среднеазиатской и кавказской овчарок в районах их исконного обитания — в Туркмении, Грузии, Армении, Дагестане. В племенной работе с породами в этих районах необходимо учитывать требования современной зоотехнической науки, всячески поддерживать традиционное применение собак этих пород для пастьбы и охраны стад.
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПОРОД
И ОСНОВЫ ДРЕССИРОВКИ
СОБАКИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПОРОД В РАЗЛИЧНЫХ СЛУЖБАХ
Вопрос об использовании в служебных целях собак отечественного происхождения возник с момента становления служебного собаководства в России.
Собак служебных пород не хватало, их приходилось покупать за рубежом. Поэтому еще в «Российском обществе поощрения и применения собак к полицейской службе», учрежденном в 1908 г., проводились опыты по дрессировке для розыскной службы курдской овчарки Гризли. Но эта собака была выбракована из-за необыкновенной силы и ярости. Как писал И. Шидловский (1931), до 1925 г. никаких новых опытов в отношении местных пород не производилось. В 1925 г. в качестве опыта начали дрессировать собак из Туркестана. Рекомендовалось проводить дрессировку на большом поголовье, чтобы составить представление о пригодности этих собак к служебному использованию в целом.
Большая необходимость в военной собаке требовала проведения и научных работ.
Вс. Языков (1932) отмечал, что, учитывая разнообразные природные условия нашей страны, чрезвычайно трудно создать породу собак, одинаково пригодную для работы как на северных окраинах, так и в жарком климате. Тем не менее необходимость в такой породе существовала, так как собак испытанных западно-европейских пород (немецких овчарок, доберманов, эрдельтерьеров) приходилось покупать за рубежом, в частности в Германии. Требовалось выявить наиболее пригодную для широкого служебного использования местную породу. Для этой цели Вс. Языков рекомендовал лаек и кавказских овчарок.
Пограничники в довоенное время высоко ценили как караульных собак и среднеазиатских овчарок. А. П. Мазовер (1953) писал, что в довоенное время эта порода широко использовалась различными ведомствами на караульной службе. В 1923 г. были организованы Центральные курсы инструкторов, готовившие пограничников и собак для пограничной службы, позднее они были переименованы в Центральную школу служебного собаководства пограничных войск. Работа Центральной школы служебного собаководства пограничных войск показала, что среднеазиатские овчарки обладают хорошим чутьем и способностью к дрессировке по розыскной и сторожевой службам. Всесоюзные состязания служебных собак, проводившиеся в 1939 г., подтвердили высокие пользовательные качества этой породы по всем службам: победителями вышли: Арчи — по розыскной службе; Пакет сын Арчи, выращенный уже в питомнике — по сторожевой; Кызыл — по караульной.
Так, по существу случайные собаки, подвергнувшиеся соответствующей дрессировке, превзошли представителей много раз апробированных импортных пород, заняв первые места по службам, для которых требуются чутье и активная оборонительная реакция.
В настоящее время собаки отечественных пород используются различными ведомствами для караульной службы, но широкого применения все же не находят, так как ведомства отдают предпочтение немецким овчаркам.
Необходимо уточнить различие между караульной и сторожевой службами. В караульной службе собака, выставляемая для охраны объекта, находится на цепи, блоке или же свободно передвигается по охраняемому огороженному участку. Во всех случаях она работает самостоятельно, нападает на злоумышленника, лаем поднимает тревогу и вызывает охрану или своего проводника.
В сторожевой службе собака находится на посту вместе со своим проводником, молча предупреждает проводника о появившемся злоумышленнике и действует далее по команде проводника.
В клубах служебного собаководства ДОСААФ собаководы-любители дрессируют принадлежащих им собак по общему курсу дрессировки, по защитно-караульной и караульной службам. Дрессировка овчарок азиатского происхождения по общему курсу дрессировки требует от дрессировщика большой выдержки и терпения.
Известный в нашей стране инструктор по дрессировке служебных собак Л. И. Острецова рассказывала о своей неудачной попытке отдрессировать двух среднеазиатских овчарок Аргона и Айну по курсу общего послушания. Собаки долго не хотели бегать по буму, лестнице и прыгать. При этом они проявляли удивительное упорство. Дело не двигалось вперед очень долго, пока в один из дней собаки неожиданно стали выполнять эти упражнения. Позже упражнения, связанные с движением и прыжками, Аргон и Айна выполняли с удовольствием.
Но с приемами, требующими послушания, дело обстояло плохо. Зная команды и понимая, что от них требуется, собаки отказывались выполнять их.
В конце концов Л. И. Острецова все-таки оставила Аргона и Айну в покое. Со временем они стали хорошими караульными собаками, идеально ходили рядом, а их прыгучесть приводила в трепет всех, кто прикасался к забору склада.
Помня неудачные попытки дрессировать взрослых собак, Л. И. Острецова начала заниматься воспитанием щенка среднеазиатской овчарки Акбара с самого раннего детства. В итоге Акбар мгновенно реагировал на любую команду или жест, был очень ловким и невозмутимым, брал барьер высотой до 2,5 м и легко преодолевал любые другие препятствия, хорошо ползал, ходил без поводка рядом, охранял вещи. Щенком он был своевольным и упрямым, но работать с ним было большой радостью для дрессировщика.
С трудностями дрессировки неизбежно встречается любой владелец кавказской, среднеазиатской и южнорусской овчарок. Нелегко работать и с некоторыми черными терьерами, которые тоже несут крови крупных догообразных собак.
Каждый, кто захочет завести собаку, должен иметь представление об основных чертах ее поведения, знать, что можно требовать от животного, а какие требования недопустимы, так как они не соответствуют главнейшим физиологическим потребностям собаки.
ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ
На ранних этапах истории человек полностью отождествлял себя с животными и пытался общаться с ними при помощи доступных ему средств, прежде всего языка. Человек поклонялся многим животным, чувствуя их таинственность и силу. Следы этих отношений еще и сейчас можно видеть в фольклоре многих народов. С появлением религий люди полностью отделили себя от животных. Религии лишили животных главного человеческого качества — души. По отношению к животным не существовало понятия жестокость, ибо животное бездушно, поэтому его истязание и убийство не являются грехом и не подсудны.
На животных стали смотреть либо как на средство получения мяса, шерсти, на тягловую силу, либо как на источник удовольствия, нахлебника, лишенного чувств и ощущений.
Эти мировоззрения, распространенные и в наши дни, имеют глубокие исторические корни.
С древних времен постепенно набирался опыт дрессировки животных. Однако методы дрессировки были чрезвычайно жестокими, так как считалось, что животное нужно укротить, сломать, заставить работать на человека. Книги по истории цирка, конного спорта, собаководства полны примеров такого отношения к животным.
О поведении животных, о наличии у них чувств и характера писал известный немецкий зоолог и популяризатор Альфред
Брем (1829—1884). Однако, описывая мир животных, А. Брем исходил из человеческого восприятия мира, он полностью приравнивал психику животных к психике человека, находя у животных такие качества, как жестокость, вероломство, дружелюбие, дальновидность. Его описание характеров и действий животных крайне очеловечены, антропоморфичны. Но все же в значительной мере он является родоначальником зоопсихологии.
Зоопсихология изучает поведение и психику животных разных видов в сравнении друг с другом, а также в сравнении с поведением и психикой человека. С самого начала зоопсихология разделилась на два непримиримых направления — механицизм и антропоморфизм. Представители этих направлений, вероятно, ошибались в равной степени.
Механицисты считали, что животное — это живая машина, а поэтому с ним можно делать что угодно, не обращая внимания на визг, который является не более чем скрипом плохо смазанного механизма.
Сторонникам же антропоморфизма животное представлялось человеком — существом, способным страдать, любить, мыслить, рассуждать и действовать абсолютно по-человечески.
Большое значение для развития зоопсихологии имели работы Чарлза Дарвина и его эволюционная теория, обобщенная в книге «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859 г.). Эта работа показала, что человек тесно связан с животным миром и как представитель животного мира никогда не освободится полностью от власти законов эволюции. Работа Ч. Дарвина «Выражения эмоций у человека и животных» (1872) является по существу зоопсихологической. Ч. Дарвин указывал, что высшие животные обладают памятью, воображением и интеллектом.
Среди зоопсихологов, изучавших поведение животных и его развитие, выделился ряд ученых, из которых хотелось бы назвать Э. Торндайка, психолога В. Келлера, русских ученых В. А. Вагнера, Н. Н. Ладыгину-Котс, Н. Ю. Войтониса и многих других.
Однако зоопсихологии в первой четверти XX века был нанесен чувствительный удар со стороны физиологической школы, главой которой был И. П. Павлов.
Ученый боролся против очеловечивания психики животных, против антропоморфизма. Он весьма скептически относился к попыткам некоторых психологов объяснить поведение животных чисто человеческими мерками и понятиями.

 

Продвижение сайта — SeoTemple.ru