Home Породы служебных собак
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПОРОДЫ служебных собак - Страница 40 PDF Печать E-mail
Индекс материала
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПОРОДЫ служебных собак
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Все страницы

Использование строгого ошейника при обучении хождению рядом с дрессировщиком является также отрицательным подкреплением. Некоторые собаководы водят собаку только на одном строгом ошейнике. Постоянная боль становится привычной, сильная собака постепенно перестает обращать на нее внимание, и рывки поводоком не достигают цели. Отрицательное подкрепление должно быть достаточно сильным, но как только собака исправила свое поведение, воздействие отрицательного подкрепления должно немедленно прекращаться. Запоздалое воздействие на собаку, запоздалое подкрепление — самый большой недочет начинающего дрессировщика. Собака села по команде, ее надо положительно подкрепить, дав лакомство, но дрессировщик долго возится в кармане и лакомство попадает собаке в рот, когда она уже встала. Получается, что подкреплено вставание из положения «сидеть», а не посадка по команде.
Слишком раннее подкрепление тоже неэффективно.
Вот пример. Довольно ленивая среднеазиатская овчарка никак не хотела ходить без поводка рядом с дрессировщиком. Хождение рядом на поводке она выполняла нормально, но без поводка прием не получался. Дрессировщик командовал «рядом», делал несколько шагов, а собака неподвижно оставалась сидеть на исходной позиции. Оказалось, что дрессировщик, обнаружив, что собака сидит, вытаскивал из кармана лакомство и протягивал его собаке, Она вставала, тянулась за лакомством, дрессировщик шел вперед, держа лакомство в руке, а собака лениво двигалась за ним. Получалось, что собака не двигалась с места до тех пор, пока не видела лакомство. Затем дрессировщик изменил поведение. В начале движения он не показывал собаке лакомство, а после команды «рядом» энергично подталкивал ее за ошейник, вынуждая сразу принять высокий темп движения. Лакомство же давалось собаке в конце движения, сначала через 10 шагов, потом через 20, потом после выполнения упражнения. И дело пошло на лад. Медлительное животное бодро шло рядом с дрессировщиком и под его одобрительные возгласы получало лакомство в конце упражнения.
Следует также помнить, что размеры лакомства должны быть чисто символическими. Чем меньше величина каждого подкрепления, тем лучше. При отработке приема «хождение рядом» большие куски лакомства вообще противопоказаны, ведь для того, чтобы его проглотить, собака должна остановиться. А вот при обучении приему «лежать» можно дать один за другим несколько кусочков лакомства, повторяя при этом «лежать, лежать, хорошо лежать». В качестве лакомства можно использовать кусочки печенья, колбасы, изюминки, разрезанные на части сухофрукты, все, что нравится собакам и не пачкает карман дрессировщика. Иногда при удачно выполненном упражнении можно дать значительно большую порцию пищевого подкрепления в качестве премии, но такие события должны происходить достаточно редко.
Когда прием отработан и собака стабильно и хорошо его выполняет, пищевое и механическое подкрепление все равно должно оставаться в арсенале дрессировщика, иначе благодаря наличию угасательного торможения условный рефлекс при отсутствии подкрепления слабеет.
В этом случае подкрепление становится не регулярным, а эпизодическим. Подкреплять созданный рефлекс надо в случайном, не предсказуемом для собаки порядке, особенно выделяя при этом наиболее четко выполненные приемы.
При выработке навыков требования нужно повышать постепенно, чтобы у животного всегда была возможность получить пищевое подкрепление.
Формировать навык нужно по частям, а уже потом соединять все части вместе. Так, среднеазиатская овчарка, у которой были трудности с хождением рядом без поводка, долгое время не могла одолеть выполнение комплекса приемов «стоять, сидеть, лежать» на расстоянии. Собаки отечественных пород вообще не любят эти приемы. Когда дрессировщик стоял рядом, собака четко выполняла приемы по команде, но стоило отойти от нее на два шага, как никакие команды на нее не действовали На дрессировочной площадке, в группе дело не шло Пришлось заниматься отдельно и искать подход к собаке самостоятельно.
Американская дрессировщица Карен Прайор указывала, что прежде, чем повышать требование, надо пользоваться подкреплением уже имеющегося результата. Когда дрессировщик начал подкреплять лакомством каждое выполнение приема «стоять», «сидеть», «лежать» по команде, на расстоянии одного шага, у собаки появилась заинтересованность. На следующий день дрессировщик отошел уже на два шага от собаки, и она, выполнив команду, сразу же получала лакомство. После каждого выполнения с возгласом «хорошо» собаке давалось лакомство. Решив, что дело пошло, дрессировщик увеличил расстояние до пяти шагов. И тут снова собака не отреагировала ни на одну команду, после чего пришлось сразу же вернуться к расстоянию в один шаг. После ошибки, вызванной нетерпением дрессировщика, пришлось еще неделю работать над комплексом этих приемов на расстоянии трех шагов, подкрепляя лакомством выполнение каждого требования. Когда через два месяца расстояние постепенно увеличилось до 15 м, все равно некоторое время пришлось после выполнения каждого приема подбегать к собаке и давать ей пищевое подкрепление. Примерно еще через 15 дней занятий стало возможным выполнение приемов комплекса «стоять, сидеть, лежать» по команде без подкормки после каждого правильного выполнения.
Описанный случай говорит также о том, что дрессировщик не должен действовать по раз и навсегда установленному шаблону, а все время искать новые пути для достижения цели. Вообще шаблон в дрессировке недопустим. На многих дрессировочных площадках занятия проходят в определенном порядке — сначала хождение рядом, затем отработка приемов комплекса «стоять, сидеть, лежать», комплекса «подзыв — место», аппортировка предмета и, наконец, преодоление препятствий. Последним обычно преодолевается полутораметровый забор.
Для тяжелых собак, какими являются собаки отечественных пород, преодоление забора — трудная задача. Далеко не все собаки любят этот прием. Кроме того, торопливые дрессировщики слишком быстро наращивают высоту забора, прибавляя новые доски. Собаки прыгают через слишком высокий забор с трудом, часто ушибают живот и грудь, растягивают связки пястных суставов. А ведь для того, чтобы не вызвать нежелательных связей с работой на площадке, занятия должны заканчиватся положительным подкреплением. Последнее упражнение должно быть легко выполнимым для собаки, вызывать положительные эмоции и всегда подкрепляться лакомством.
Для легкого и подвижного эрдельтерьера или добермана заключительным упражнением может быть и преодоление забора, но для тяжелых пород полоса препятствий требует большого нервного и мышечного напряжения и заканчивать урок желательно другим приемом. Но когда собака привыкнет к полосе препятствий, начнет ее легко преодолевать и дрессировщик
увидит, что эта работа доставляет собаке удовольствие, тогда можно заканчивать урок именно этим упражнением.
Очень важно уметь прекращать работу на достигнутом успехе. Например, собака преодолевает забор высотой в 1 м. Дрессировщик ставит еще доску и посылает собаку на 1 м 20 см. Чуть поколебавшись, пес преодолевает и этот забор. Теперь нужно закрепить достигнутое, решает дрессировщик, и снова посылает собаку на 1 м 20 см, но собака отказывается прыгать. Однако уходить с площадки нельзя, так как последнее совершенное действие всегда закрепляется в сознании животного. Нужно отвлечь собаку от забора, выполнить с ней хорошо знакомый прием, поиграть, дать побегать. Затем, уменьшив высоту забора до 80 см, дать собаке преодолеть его, сопровождая прыжок через препятствие радостным возгласом «хорошо» и пищевым подкреплением.
На следующем занятии надо начать прыжки с 80 см и остановиться на высоте забора в 1 м. Хорошо дать возможность собаке посмотреть, как прыгают через более высокий забор отдрес-сированные животные. Однако нежелательно, чтобы ваш питомец наблюдал плохую работу других собак, видел их боязнь или нежелание прыгать. Нельзя также в конце занятий ставить перед собакой новые задачи. Ведь, как правило, новая задача не сразу правильно разрешается собакой, и животное не получает положительного подкрепления.
Некоторые приемы, такие, как аппортировка, например, особенно трудны для собак отечественных пород. Азиатским овчаркам несвойственен рефлекс аппортирования, но это не значит, что дрессировщик не должен и пытаться обучить свою собаку этому приему. Черные же терьеры, в создании которых принимали участие испытанные европейские служебные породы, обязаны сдавать курс общей дрессировки по полной программе (рис. 60).
На образованные условные рефлексы действуют различные торможения, поэтому выполнение приема никогда не бывает стабильным. В ряде случаев ранее созданные условные рефлексы затормаживаются полностью, т. е. собака воздерживается от выполнения рефлекторного действия. Торможение условных рефлексов, как показали исследования И. П. Павлова, не является однородным. Существуют две основные группы торможений — пассивное, или безусловное, и активное, или условное.
Организм собаки подвергается постоянному воздействию самых разнообразных радражителей, каждый из которых может вызвать свой рефлекс. Но такого хаотичного проявления рефлексов не происходит, так как наиболее важный в данный момент рефлекс тормозит остальные.
Безусловное торможение не нужно вырабатывать, оно проявляется самостоятельно, самопроизвольно, в момент возникновения рефлекса, вызывающего торможение остальных рефлексов, и исчезает после его прекращения. Поэтому безусловное торможение часто называют внешним, так как причина его возникновения
60. Тяжела учеба
лежит вне дуги тормозимого рефлекса. Внешнее торможение связано с возникновением возбуждения в рефлекторной дуге другого рефлекса. Например, во время работы по выполнению приемов комплекса у собаки появилась необходимость освободить кишечник. Через ряд рецепторов в ее мозг передается сигнал о переполненном кишечнике. Он локализуется в центре, управляющем актом дефекации, и одновременно передается в кору головного мозга, где возникает очаг возбуждения. Согласно свойству иррадиации, процесс возбуждения распространяется по коре, затормаживая все ранее созданные условно-рефлекторные связи.