Home Породы служебных собак
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПОРОДЫ служебных собак - Страница 46 PDF Печать E-mail
Индекс материала
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПОРОДЫ служебных собак
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Все страницы

После того как у собаки отработана выдержка в положении стоя, можно чередовать команды, отойдя от нее на длину поводка. Не следует более шести раз чередовать команды. Например: «сидеть», «стоять», «лежать», «сидеть», «лежать», «стоять», «сидеть». Надо обязательно менять порядок команд. Повторных команд нужно стремиться подавать как можно меньше. Выдержки между командами должны быть 10—15 секунд. Нужно долго работать на укороченных дистанциях, постепенно увеличивая расстояние между дрессировщиком и собакой. Для тренировки выдержки поощрять собаку лакомством нужно не сразу после выполнения приема, а через несколько секунд, постепенно доводя этот отрезок времени до минуты и более.
Обучение собаки подзыву по команде «ко мне» обычно особых трудностей не вызывает, если между дрессировщиками и собакой установлен хороший контакт. Ласковая, веселая интонация, с которой произносится команда, лакомство позволяют собаке быстро овладеть этим приемом. Конечно, темп подхода среднеазиатских, кавказских и южнорусских овчарок довольно медленный, поэтому поначалу их нужно подбадривать, стимулируя более энергичные действия.
Большие трудности собаки этих пород обычно испытывают при овладении навыком аппортир ования, так как большинство из них не имеет врожденной-склонности к аппортировке. Таких собак приучают к подносу аппортировочного предмета методом принуждения. Начинают с мягкого предмета — гантельки, специально сделанной из тряпок или чулок. Усадив собаку и подразнивая ее гантелькои, дрессировщик подает команду «аппорт» и если пес не берет в зубы гантельку сам, дрессировщик вкладывает ее в рот собаки насильно. При этом нужно не дать животному выплюнуть предмет. Для этого собаку придерживают под челюсть,
строго повторяя команду «аппорт! аппорт!» Собака пытается выбросить предмет и тут надо слегка похлопать ее под челюстью. Так делают до тех пор, пока пес не перестанет выплевывать предмет.
В начале следует добиться того, чтобы собака держала аппорт несколько секунд, а затем подают команду «дай» и подставляют руку под челюсть. Обязательно нужно успеть схватить предмет до того, как он упадет на землю. Взяв аппортировочный предмет, надо обязательно ласково похвалить собаку и наградить ее лакомством.
После освоения команды «аппорт» можно попробовать скомандовать собаке «р я д о м». Вероятнее всего, при первом же шаге она выплюнет аппортировочный предмет. И тогда нужно опять, придерживая челюсть рукой, заставить собаку продержать предмет в зубах несколько шагов. Если это получится, дрессировщик должен не забыть выразить свою радость и, вынув гантельку изо рта собаки, дать ей лакомство. Рано или поздно пес научится ходить с аппортировкой в зубах. На следующем этапе можно класть гантельку на землю и заставить животное брать ее с земли. Лишь после этого можно переходить к посылу собаки за аппорти-ровочный предметом.
Иногда бывает, что упрямый пес не отдает взятый в зубы аппор-тировочный предмет, тогда левой рукой нужно подтолкнуть верхнюю губу собаки под зубы и слабо нажать. От боли собака откроет рот и в этот момент остается только успеть подхватить предмет, не дав ему упасть на землю.
Многие собаки не любят мокрые, грязные, обслюнявленные аппортировочные предметы. Лишь научив собаку подносить мягкий аппортировочный предмет, можно заменить его деревянной гантелькой. Ношение в зубах разнообразных предметов из стекла, дерева, различных сумочек, ключей, бутылок отечественным овчаркам, вероятно, несвойственно. Среди черных терьеров могут встретиться отличные аппортировщики, что зависит от того, какие гены передали потомку исходные породы.
Полоса препятствий, с которой так блестяще справляются собаки более сухого типа сложения, для грозных отечественных пород собак может представлять серьезное затруднение. К этим собакам нужен индивидуальный подход — неспеша и осторожно надо давать им прыгать, лазать по лестнице, ходить по буму. Эти собаки более других нуждаются в страховке. Начинать занятия по прыжкам следует с невысоких барьеров (60 см высотой), постепенно увеличивая высоту до 1 —1,2 м. Затем необходимо надолго задержаться на этой высоте до тех пор, пока собака не станет легко преодолевать ее. Следует учитывать, что если собака живет на приусадебном участке, то обучать ее прыжкам через препятствие нежелательно, так как после обучения она может легко перепрыгнуть ограду, чего допускать нельзя.
По буму иногда приходится вести собаку принудительно, подпирая ее плечом. Но лучше начинать с более широких низких бумов с широкими наклонными досками.
Лестница поначалу также должна быть более широкой и пологой и, конечно, крепкой — не шататься под тяжестью собаки. Подъем по лестнице многим собакам дается легче, чем спуск. На спуске животное нужно подбадривать спокойно, но твердо, вынуждая его сойти вниз.
Очень важно, чтобы собака н е п о д б и р а л а корм с земли и не брала его из рук посторонних. При отработке этого приема нужны помощники. Дрессировщик привязывает собаку или держит ее на коротком поводке. Помощник с лакомством в руках подходит к собаке, окликает ее и показывает лакомство. Как только собака потянется к лакомству, дрессировщик командует «фу» и делает рывок поводком. Сильную, жадную к пище собаку, на которую рывок не действует, помощник ударяет по морде рукой, в которой держит лакомство.
Тем же способом дрессировщик прекращает попытки собаки съесть разбросанный по земле корм. Со временем собаку можно оставить привязанной на длинный поводок. Помощник подбрасывает ей кусочки корма, а дрессировщик прекращает попытки съесть корм запрещающими командами из укрытия.
Для того чтобы собака не брала из рук посторонних лакомство, нельзя разрешать посторонним подкармливать ее. Нельзя допускать бродяжничество собаки. На площадке нужно подобрать с земли все кусочки корма, оставшиеся после предыдущего занятия.
Часто допускаются ошибки при приучении собаки к выстрелам. В этом случае, как и при отработке других навыков, нужна постепенность. Нельзя сразу стрелять близко от собаки. Даже не очень сильный, но неожиданный звук выстрела может надолго вывести собаку из строя. Стреляющему нужно учитывать, что звук выстрела, отраженный от стен окружающих зданий, может восприниматься собакой как очень сильный. Поэтому прежде, чем стрелять, необходимо подумать, не принесет ли выстрел больше вреда, чем пользы. Если есть тир, то хорошо во время тренировок стрелков, проводить собаку возле него, с каждым днем все ближе.
Элементы з ащ и т н о - кар аул ь н о й службы более естественны для собаки, чем приемы общего курса дрессировки. Первый из этих элементов — выборка вещи. Собака должна уметь по приказу выбрать вещь из нескольких других. К выборке нельзя приступать, прежде чем не будет отработан навык аппор-тировки любых вещей. Если собака плохо выбирает, то это вовсе не значит, что у нее плохое обоняние. Обоняния собаки вполне достаточно, чтобы выбрать вещь соответствующего запаха. Мешает выборке торопливость, стремление схватить любую вещь. Это особенно характерно для легко возбудимых собак. Процесс обню-
хивания предлагаемой вещи возбуждает их настолько, что они хватают любую.
Флегматичные отечественные овчарки работают спокойно, но при этом важно показать собаке, как рад дрессировщик, что вещь выбрана правильно, чтобы заинтересовать ее. Интонация команды «нюхай» должна быть веселой, задорной. Хорошим подготовительным упражнением является выборка собственного аппортиро-вочного предмета из группы аппортировочных предметов других собак. Затем можно перейти к выборке вещи с запахом хозяина. Когда вещь хозяина собака будет выбирать уверенно, можно перейти к выборке вещи с чужим запахом. Выбираемый предмет всегда должен иметь свежий запах. Повтори гь выборку более двух раз за занятие не рекомендуется, причем второй раз вещь должна иметь тот же запах, что и первый. Лишь когда прием усвоен, можно вводить усложнения — брать вещи, различные по величине, материалу, делать слепую выборку, когда и дрессировщик не знает, какую вещь должен выбрать его питомец.
Собаки отечественных служебных пород, как правило, обладают большой природной злобностью при общей инертности. Поэтому прием охраны вещи часто со стороны выглядит неубедительно. Собака обычно лежит возле вещи, не двигаясь. Главная задача дрессировщика — научить собаку после броска возвращаться к охраняемой вещи. Задача помощника, работающего в роли нападающего, состоит в том, чтобы раззадорить собаку и заставить ее проявить свои охранные качества.
Для собак флегматичного склада характера очень полезно овладевать навыками охраны вещи и задержания, не после прохождения общего курса, а одновременно с ним. Ведь молодая собака более подвижна, энергична. Этим и следует воспользоваться.
Необходимо воспитывать недоверие к посторонним людям. Для этой цели нужны помощники, незнакомые собаке. Помощник приближается к животному, окликает ее ласковым голосом, но как только собака приближается к нему, замахивается. Если собака не обращает внимания на помощника, тот наносит ей легкий удар. Дрессировщик же должен возбуждать собаку к нападению на помощника. Активные действия собаки необходимо поощрить голосом. Помощники на каждом занятии должны меняться. Повышают настороженность собаки занятия в вечернее время, в лесу.
Неплохо, используя подражательный метод дрессировки, показать молодой собаке работу опытного пса. Однако нельзя и переусердствовать, подавить молодую собаку. Как только ее азарт начнет ослабевать, помощник обязан прекратить нападение и, изобразив испуг, удалиться. Подготовив молодую собаку таким образом, можно переходить с ней к систематическим занятиям по защитно-караульной или караульной службе.
Отечественных овчарок, живущих в сельской местности, все же нужно дрессировать и по пастушьей службе, даже если они в чем-
то и будут уступать таким прирожденным пастухам, как бордер-колли или австралийский келпи. Скорее всего, у поколений собак, тысячелетиями живущих при овечьих отарах, пастуший инстинкт в какой-то степени должен сохраниться. Возможности же южнорусских овчарок, вероятно, выше, чем у овчарок азиатского происхождения.
Пастушью собаку необходимо сначала научить четко исполнять подход к дрессировщику по команде «ко мне» и прекращать нежелательные действия по команде «фу». Затем вырабатываются следующие специальные навыки: приучение к стаду (без особой команды), подгон отдельного животного, отстающего от стада (команда «гони»), сбор, скучивание стада (команда «кругом»), патрулирование и выравнивание фронта стада (команда «вперед»), охрана загона или выпаса (команда «охраняй»), розыск животного, отбившегося от стада (команда «ищи»).
Если есть возможность, пастушью собаку обучают дополнительным навыкам: поворота стада вправо и влево (команда «право», «лево»), освобождение стадом дороги для проезда транспорта (команда «машина»). В местах, где появляются хищники, пастушью собаку приучают к охране стада и от них.
Для того чтобы собака лучше привыкла к стаду и животные не боялись ее, лучше чтобы служебная собака со щенячьего возраста вырастала при стаде. Нельзя допустить, чтобы щенка ударяли или бодали крупные сельскохозяйственные животные. Нужно, чтобы с помощью пастуха щенок выходил победителем из всех столкновений с животными стада.
В то же время следует пресекать попытки щенка нападать на пасущихся животных, кусать их, гонять по пастбищу. Для пресечения такого поведения используется запрещающая команда «фу» и рывки поводком. Спокойное поведение собаки поощряется лакомством.
Процесс приучения к стаду взрослой собаки, выращенной в городе, проходит гораздо сложнее. Появление чужой собаки настораживает стадо, часто животные пугаются ее. Поэтому первое время дрессировщик должен держать собаку на поводке.