Home Такса
Такса - Страница 32 PDF Печать E-mail
Индекс материала
Такса
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Все страницы

Разработано несколько методов дрессировки. Коротко охарактеризуем их.
Механический – команда подкрепляется чувствительным болевым воздействием (ударом хлыста, рывком за поводок и т. п.). Этим методом вырабатываются прочные навыки, безотказное выполнение приказаний. Однако этот метод нередко нарушает привязанность, контакт между хозяином и собакой, вызывает угнетенное состояние и трусость, что затрудняет или даже исключает возможность выработки навыков. Для такс, как и для большинства других охотничьих собак, он непригоден.
Вкусопоощрительный – команда сопровождается дачей лакомства и лаской.
Контрастный – сочетание принуждения с лаской и дачей лакомства. Этот метод является основным, дающим лучшие результаты. Метод позволяет быстро заложить и закрепить нужные навыки, вырабатывает привязанность и контакт, четкое исполнение команд.
Подражательный – основан на врожденной способности животных к подражанию. Использовать его надо осторожно, ибо собакой в равной степени усваиваются как желательные, так и нежелательные поступки. Этот метод применяется не в чистим виде, а как дополнительный, когда это полезно.
Метод воспитания и дрессировки выбирается индивидуально для каждой собаки с учетом ее нрава, характера, степени ее физического развития и возраста. К щенку и собаке со слабым типом нервной деятельности ни в коем случае нельзя применять жесткий механический метод дрессировки.
Подытожим сказанное.
Собака выполняет только ту команду, на которую у нее выработан навык; команду, выраженную иными словами, она не поймет.
Грубое обращение, брань, побои, воспитывают в собаке недоверчивость, боязнь, нарушают привязанность к хозяину и задерживают выработку навыков.
Чрезмерная ласка, баловство, безнаказанность нежелательных действий приводят к резкому снижению послушания собаки.
Возрастные особенности щенков
Собака – это индивидуальность, никогда нельзя заранее предсказать особенности характера своего питомца. Это, однако, не означает, что роль хозяина в воспитании собаки сведена к нулю. Сделать можно очень многое, вопрос в том, как, когда и что делать.
Владельцы часто жалуются на своих собак: подросшая собака не слушается, грызет вещи, воет, убегает, бросается на членов семьи. Редко интересуются, почему это происходит, обычно спрашивают, что делать с собакой.
Существуют объективные законы формирования поведения собак. На этот закономерный процесс накладываются условия окружающей среды, характер и требования хозяев.
Чтобы правильно воспитать собаку, необходимо знать, как она развивается, как формируется ее поведение и складывается характер. Начнем разговор с первого дня щенка.
Щенок рождается в оболочке. Мать сразу начинает его вылизывать и, захватывая зубами оболочку, разрывает ее и съедает вместе с плацентой. В ответ на энергичный массаж матери щенок начинает дышать, двигаться и пищать. Если щенок родился мертвым, он не двигается и не пищит под языком матери и сука чаще всего съедает его вместе с оболочкой. Это естественное поведение собаки: мертвые щенки не могут оставаться в гнезде вместе с живыми. Случаи поедания живых детенышей очень редки и чаще всего вызываются сильным беспокойством матери.
В первые четыре-пять дней жизни щенок беспомощен: он слеп, глух, его движения хаотичны, он ориентируется только за счет прикосновения матери, собратьев. Он не может еще отыскивать мать на расстоянии. Поведение матери очень тесно связано с этапами развития щенков и меняется в зависимости от их поведения.
В первые дни щенки полностью зависят от матери и она практически не отходит от них. При малейшем писке щенков она бросает еду и кидается к ним. Многие суки в эти дни рычат даже на хозяев и не подпускают к щенкам посторонних. Но пройдет неделя, и собака начнет успокаиваться.
На первом этапе подсосного периода у щенков наблюдается всего одна универсальная форма поведения в ответ на любое ощущение дискомфорта – голод, холод, боль, потребности в выделении и т. п., – щенок активно двигается и пищит. В ответ мать бросается к щенку, обнюхивает его, начинает вылизывать, а иногда и подталкивает к соскам.
Даже выделения у щенков не могут осуществляться без помощи матери: щенки еще очень слабы, чтобы отползать от гнезда или подстилки для отправления своих потребностей. Мать, вылизывая щенков и подъедая их экскременты, поддерживает чистоту в гнезде. Заметим, что при искусственном вскармливании новорожденные щенки часто гибнут как раз из-за того, что до и после еды щенку необходимо делать массаж животика до тех пор, пока он не справит нужду, в гнезде это делает сука. Когда щенки молчат и не двигаются, мать их не замечает. Она начинает действовать только, если щенки запищат или когда у нее прибывает молоко.
С пятого по 11-13-й день жизни у щенков открываются слуховые проходы (8-10-ый день) и глазные щели (11-13-й день), они начинают вставать на лапки, сворачиваться клубочком, чесаться, зевать, потягиваться, облизываться, переходят к самостоятельному выделению, начинают активно бороться за соски. С 4–5 дня мать уже спокойнее отходит от них, и инициатива в контактах с ней начинает переходит к щенкам. К 11–13 дню щенки уже узнают мать на расстоянии одного-полутора метров и ползут к ней. Это второй этап подсосного периода, во время которого формируется щенячье поведение, направленное на обеспечение жизненно важных потребностей.
Следующий этап с 12 по 20 день жизни. У щенков усиливается двигательная активность, они начинают ходить, садиться, реагировать на громкие звуки. В две недели щенки при искусственном вскармливании уже могут лакать жидкую пищу, но если есть выбор, предпочитают сосать мать. К этому времени они стараются отходить от подстилки для отправления своих естественных надобностей и мать постепенно перестает подлизывать их экскременты. Появляется исследовательское поведение: щенки начинают обследовать окружающую территорию по радиусам расширяющейся окружности, центром которой является подстилка. Если на их пути встречается какой-нибудь предмет – миска, тряпка, стул – они обнюхивают его и, не трогая, возвращаются к подстилке. В этот период появляются первые элементы оборонительного поведения: щенки начинают рычать и пугаться сильных запахов. При громких звуках они замирают, а от резких запахов стараются уйти. Отличительная черта этого этапа – появление односторонних контактов при отсутствии ответных реакций у щенков.
В три недели у щенков прорезаются первые молочные зубы, они начинают видеть, с удовольствием лакают предлагаемый им прикорм, но продолжают сосать мать. Исследовательское поведение становится активным: щенков привлекают новые предметы, они хватают их, теребят лапами, начинают грызть тапочки, тряпки, мебель, хватать хозяев за пальцы, за брюки, постоянно стараются залезть именно туда, куда им лазить не следует. В это же время у щенков появляется явная пассивно-оборонительная реакция на громкие звуки, резкие движения, падающие предметы.
Становление оборонительного поведения идет одновременно с развитием дистантных анализаторов – обоняния, слуха, зрения – сначала на запахи, потом на шумы, затем на резкие движения. Щенки пугаются, замирают, стараются спрятаться или убежать. При этом более активные щенки отскакивают, убегают, а медлительные – садятся или отходят. Активно-оборонительные реакции в это время – лай, рычание, наскоки – проявляются только в игре, не как оборонительное, а как игровое поведение.
В начале четвертого этапа (3 недели) появляются двусторонние контакты, то есть элементы группового поведения. С этого момента мать начинает играть со щенками и воспитывать их: отгоняет от своей еды, от сосков, когда у нее нет молока, и т. п. Щенки получают первое представление о запрещении. Это выглядит следующим образом: сука сначала тихо рычит, затем громче, резче. Если щенок не перестает делать недозволенное, мать хватает его зубами, чаще – за голову. После того, как все щенки испытают на себе материнскую хватку, они начинают понимать значение рычания: если попадает одному, остальные замирают. Тогда же щенки начинают понимать и другие сигналы: например, постукивание по миске как сигнал о подкорме или запрещение, если оно подкрепляется шлепком. К четырем неделям у щенков появляется реакция на приход хозяев. Щенки бросаются к ним, начинают отличать своих от чужих. Любопытно, что к матери они чаще бросаются с лаем, а людей встречают молча.