Home Такса
Такса - Страница 30 PDF Печать E-mail
Индекс материала
Такса
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Все страницы

Глава 6. Воспитание и дрессировка таксы
Общие положения
Успешность обучения собаки зависит не только от ее способностей, но и от характера и опыта хозяина (дрессировщика). Надо быть настойчивым, требовательным, не допускающим баловства, и в то же время заботливым, ласковым, внимательным, терпеливым. Для достижения нужного результата надо иметь понятие о нервной системе собаки, уметь грамотно анализировать ее действия и поступки с точки зрения психики и физиологических функций организма, уметь безошибочно определять мотивы тех или иных поступков.
Учение о высшей нервной деятельности, врожденных безусловных и приобретенных условных рефлексах объясняет все действия собаки
– как привитые воспитанием и дрессировкой, так и естественные.
Другими словами: собака может действовать инстинктивно, бессознательно, но, с другой стороны, охотники часто наблюдают опытная собака обходит места, где нет дичи. Очевидно, именно такие действия и поступки собаки вдохновляют некоторых любителей рассуждать о невероятных способностях животного, приписывать собаке человеческое сознание, понимание человеческой речи. Мнение это в корне ошибочное и при известных обстоятельствах даже вредное, поскольку может подтолкнуть иного «дрессировщика» требовать от собаки невозможного.
Итак, мы отметили, что для успешного обучения собаки надо научиться понимать мотивы ее действий и поведения. Это доступная задача, если помнить о том, что собака обладает выразительным голосом, взглядом, определенным выражением морды, по-разному реагирует на различные предметы, условия, по-разному подходит к нам и отходит от нас и т. д. Она лает на разные лады, ворчит, рычит, воет, скулит, визжит, стонет. Очень красноречивы движения, которые подает собака хвостом и ушами. Не надо быть кинологом, чтобы понять, что поджатый хвост свидетельствует об испуге, а быстрое виляние говорит о хорошем настроении и желании понравиться, напряженно вздернутый хвост указывает на возможность нападения. О последнем подскажут также поджатые уши, ощеренная пасть и взъерошенная на загривке шерсть.
Успешному влиянию человека на собаку, дрессировке ее способствует врожденная привязанность животного к человеку, которая сохраняется порой, даже если ее владелец жестоко обращается с ней. (Последнее ни в коей мере не относится к таксе.)
Дрессировка собаки базируется на ее естественных способностях и желаниях. Первое, что надо брать во внимание, следующее: от своих предков собака унаследовала стадный инстинкт подчинения вожаку, которым она всегда готова признать хозяина. На этом инстинкте строится обучение собаки послушанию и подаче охотнику найденной дичи. Охотиться собака, как правило, начинает самостоятельно под влиянием врожденного пищевого рефлекса, стало быть охотнику остается лишь развить этот инстинкт собаки в нужном для него направлении.
Мы уже говорили, как важно понимать поведение собаки, и что это не составляет большого труда. Вот пример. Известна любовь собаки к ласке рукой. Почему? Она возникла в младенчестве из заботы матери о чистоплотности щенков. Мать облизывает детенышей, массирует языком их животики, помогая облегчиться. Эта ласка для собаки – лучшая награда за хорошее выполнение команды хозяина.
В основе дрессировки лежит учение И. П. Павлова об условных рефлексах, проявляющихся в возбуждении и торможении различной силы. Эти процессы находятся в равновесии либо меняются. Они сказываются на характере действий, поведении собаки, которое обусловливается рефлексами. Рефлекс – это реакция организма на внешние раздражители.
Мы знаем следующие безусловные рефлексы: пищевой, проявляющийся с первых минут жизни щенка, инстинктивно начинающего сосать; ориентировочный, заключающийся в реакции на все неизвестное; оборонительный; половой рефлекс, смысл которого в размножении, продолжении жизни. Безусловные рефлексы служат базой для выработки условных рефлексов, представляющих собой приобретенные навыки.
В начале мы указали, что нельзя собаке приписывать способности, которыми она не может обладать. С другой стороны, учение о рефлексах и высшей нервной деятельности ни в коем случае не означает, что собака действует механически и что элементы разума у нее полностью отсутствуют.
Несколько ниже мы будем говорить о том, что команды, которые подаются собаке, должны быть короткими, звучать отчетлив. Собака не понимает сущности слов команды, но исключительно тонко воспринимает оттенки голоса человека. Команды следует отдавать ровным, спокойным голосом, но при необходимости можно изменить интонацию. Подзывать, поощрять и хвалить собаку следует ласково, а команды, направленные на прекращение нежелательных действий, должны иметь настойчивый, даже угрожающий тон, но без истерики и срыва на крик. Ни при каких обстоятельствах нельзя произносить имя собаки грубым тоном, намереваясь тем самым воздействовать на нее. Это напугает собаку и она может прекратить обращать внимание на ваши оклики.
Для таксы безусловным раздражителем, вызывающим процесс возбуждения деятельности, является вид и запах таких животных как лисица, барсук и др. Собака стремится овладеть ими, найти, достать.
Кроме безусловного пищевого рефлекса, на основе которого вырабатывается большинство других рефлексов, на характер действий и работы собаки влияет безусловный ориентировочный рефлекс.
Высшая нервная деятельность, по академику И. П. Павлову, проявляет себя в четырех типах:
– возбудимый – неуравновешенный (холерический), отличающийся преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения. Собаки этого типа очень подвижны, энергичны, быстро усваивают команды, вызывающие возбуждение нервной системы, активную деятельность и подвижность, но слабо усваивают действия, связанные с процессом торможения, например, соблюдение выдержки, проявление терпения, сохранение спокойствия, подчинения и запрещающим командам;
– уравновешенный и вместе с тем подвижный (сангвинический). Для него характерно равновесие процессов возбуждения и торможения, легкая сменяемость одного процесса другим, подвижность их. Собаки этого типа легко дрессируются;
– уравновешенный, спокойный (флегматичный). Для этого типа характерно равновесие процессов возбуждения и торможения и замедленная их смена. Собаки этого типа кажутся неподвижными. Приобретенные ими навыки стойкие, а выполнение команд безотказно;
– слабый тип (меланхолический). Процессы возбуждения и торможения слабые. Нередко собаки этого типа бывают робкими, трусливыми, подавленными. Для дрессировки с целью охоты они непригодны.